Черное знамя, белое дело… (заметки с выставки «История анархизма: источники»)
Современная молодежь очень интересуется анархизмом. Увы, совсем не все на самом деле знают, что такое анархизм, какова его идеология, да и вообще, редко современный анархист назовет кого-то из основоположников — кроме Кропоткина, Бакунина и, разумеется, батьки Махно.
И потому невероятно актуальной стала выставка «История анархизма: источники», проведенная в филиале Государственной исторической библиотеки.
Сотрудники филиала изучили и систематизировали колоссальное количество информации. Множество уникальных книг, журналов и газет, касающихся истории и теории анархизма, наконец, стало достоянием широкой публики.
И история анархизма, а главное – сама эта удивительная идеология неожиданно предстала в совершенно новом свете.
Задолго до Кропоткина и иже с ним идею выдвинул француз Пьер Сильвен Маришаль (Pierre Sylvain Maréchal), депутат парламента, в период великой Французской революции. Примерно в те же годы к этой идее пришел англичанин Уильям Годвин (William Godwin): они первые сформулировали мысль о необходимости безгосударственного общественного устройства как самого счастливого и правильного. Впрочем, даже их нельзя с полным правом назвать основоположниками анархизма: многие историки и философы склонны считать первым анархистом Бао Дзин Яна, жившего в III веке нашей эры…
Во второй половине XIX века у идеи анархизма нашлось столько сторонников, что возникло мощное общественное движение – вот тут-то на сцену истории и выходит Кропоткин.
Анархизм расцвел в конце XIX- начале ХХ веков, когда в России и в мире выходило множество изданий – как книг, так и периодики. Разумеется, нам с вами особенно интересно, что творилось в России. А творилось немало: теоретики издавали газеты, книги и журналы, сражаясь на бумаге, анархисты-боевики совершали теракты и волевыми методами пытались то здесь, то там установить диктатуру свободы. Впрочем, боевиков было относительно немного.
На выставке представлена уникальная подборка периодики анархистов: например, газета «Хлеб и воля». До 1905 года «хлебовольцы» были в России доминирующим течением, пока их не сменили более радикально настроенные анархисты вроде «безначальцев». Были популярны газета «Бунтарь», журнал «Анархист» — органы анархистов-коммунистов, тех, которые называли себя «чернознаменцами» — и, разумеется, сама газета «Черное знамя».
Крайне интересны многочисленные публикации видных анархистов братьев Абы и Вольфа Гординых. Их взгляды, как ни парадоксально, созвучны сегодняшним призывам радикально настроенных борцов с авторитаризмом: осуждая воинствующий большевизм, не подталкивая к братоубийству, они призывали к освобождению от эксплуатации, уничтожению всяческого неравенства, словом, боролись за вечные гуманитарные ценности… Братья надеялись, что постепенно уничтожая неравенство (это для них и составляло суть революции), мы придем к счастью и освобождению человечества.
Братья Гордины разработали любопытнейшую теорию двух стадий революционной борьбы. На первой освобождающиеся массы добьются права на экстерриториальность – то есть, перестанут зависеть от продажного государства: оно уже не сможет вмешиваться в жизнь людей, требовать исполнения тех или иных повинностей – например, воинской. Словом, будут созданы своего рода зоны свободы. И вот там-то, в этих заповедниках свободы, отработав модели общественных отношений, можно будет перейти ко второй стадии: расширению границ свободных зон до пределов Земного шара…
После революции 1905-1907 годов анархизм в России был поставлен вне закона: многие погибли в ходе отчаянных террористических актов, остальные оказались в тюрьмах и ссылке.
Вторая волна нахлынула в 1917: анархисты кинулись в революцию. Увы, с победившими большевиками почти никто из них не смог ужиться: кто погиб, кто эмигрировал. Яркий пример советского анархического издания — журнал «Вольна жизнь», издававшийся видным анархистом Аполлоном Карелиным. Журнал демонстрирует позиции советских анархистов: большевиков они считали все же меньшим злом, чем царский режим или эмиграцию. Своих сторонников призывали служить в армии, исполнять законы – лишь предостерегали от службы в репрессивных органах вроде ЧК. Многие авторы этого журнала впоследствии пришли к такому уникальному явлению как анархомистицизм. Движение это возникло в 20-30-х годах, благодаря тому же Карелину: сторонники анархомистицизма участвовали в работе различных эзотерических сообществ, пытавшихся разгадать мифологию, на которой строилось советское государство, и создать нечто мощное — ей в противовес.
Выставка в филиале Исторической библиотеки позволяет увидеть масштабность движения анархистов: тут представлено множество зарубежных изданий. «Анархизм, по сути, — совершенно космическая идеология, имеющая весьма отдаленное отношение к людям, которые на заре революции скакали на тачанках, размахивая шашками, — утверждает один из создателей выставки, доктор исторических наук Вадим Дамье. — Именно эта идеология накладывала отпечаток на ключевые события новейшей истории. Это подтверждается имеющимися практически только в коллекции нашего филиала изданиями анархо-синдикалистских союзов едва ли не всех ведущих стран мира. Например, издание анархо-синдикалистского союза Германии: его участники стоически сопротивлялись распространению фашизма, именно они в 1922 году сумели воссоздать Интернационал, благодаря их агитации произошел разрыв между левым синдикалистским крылом мирового профсоюзного движения и большевизмом.
Не менее значима аргентинская газета «La protesta» — издание одного из сильнейших анархо-синдикалистских движений в мире. В начале двадцатых это объединение состояло из нескольких сотен тысяч человек. Газета выходила ежедневно огромным тиражом и зачитывалась до дыр: это было истинное знамя борьбы за освобождение в Латинской Америке. Подшивка этой газеты – несомненная жемчужина нашей коллекции: ее нет ни в одной зарубежной библиотеке! Не меньшей жемчужиной можно назвать полную подшивку газеты испанских анархистов «Solidaridad obrera» – ее также нельзя найти в других библиотеках.
На выставке «История анархизма: источники» экспонируются несколько книг из коллекции видного теоретика анархо-индивидуализма Джона Генри Маккая (John Henry Mackay, 1864 – 1933). В 1925 г. по инициативе первого директора Института Маркса и Энгельса Д.Б.Рязанова архив и библиотека Маккая были приобретены и доставлены в Москву. Более 1000 томов из этой коллекции хранится в Центре социально-политической истории ГПИБ России, архивные материалы находятся в РГАСПИ.
…Последний русский анархический эмигрантский журнал «Дело труда. Пробуждение» издавался в Детройте и просуществовал до середины 60-х. Последние же русские анархисты-эмигранты умерли в 80-х годах прошлого века. Один из них — Семен Флешин, лично знавший батьку Махно. Фигура совершенно фантастическая: оставаясь верным идеям анархизма, он стал мексиканским фотографом, умер в Мехико. Примерно в то же время в Париже умер Михаил Воробьев, еще один столп русского анархизма…
© Ольга Монахова, журналист