Main menu

Научный семинар «От цензуры и самиздата к Закону о печати»

В 2015 году Государственная публичная историческая библиотека России и Международный Мемориал  проводят постоянно действующий    научный семинар «От цензуры и самиздата к Закону о печати».

Первое заседание «Самиздат: по следам находок и утрат» состоялось  12 февраля 2015 года. Оно проходило в формате «круглого стола».

Обсуждались проблемы:

  • История создания и утраты 59 выпуска «Хроники текущих событий» и его недавнего обнаружения. Рассказывают Александр Даниэль, Леонид Вуль и Екатерина Шиханович.
  • Утраты коллекций (библиотечных собраний) самиздата эпохи перестройки. Сообщение Елены Струковой.
  • О списке документов самиздата, местонахождение которых неизвестно, на сайте «Мемориала». Первые записи в списке. Сообщение Алексея Макарова.

В обсуждении проблем, связанных с утратами самиздатских и/или неопубликованных текстов, принимали участие Габриэль Суперфин, Геннадий Кузовкин, Дмитрий Бродский и другие. .

 Второе заседание  — круглый стол «Интернет VS Самиздат»  состоялось12 марта в 18:30 в Международном Мемориале (Адрес: Каретный ряд, 5/10).

В обсуждении проблем, связанных с темами интернета и самиздата, приняли  участие лингвист Максим Кронгауз и филолог Гасан Гусейнов, а также специальный гость круглого стола — интернет-публицист Диляра Тасбулатова.

Обсуждались вопросы:

  • публикации в интернете и «самиздат», сходство и различие;
  • можем ли мы говорить о всемирной паутине как трансформации самиздата?
  • отсутствие редактора и жесткой цензуры, неподконтрольность автору процесса распространения его текстов – сущностные или формальные сходства?
  • степень авторской ответственности;
  • интернет – не иллюзия ли свободы?
  • сегодня печатное вторично по отношению к цифровому?
  • распечатки и публикации материалов, размещенных в интернете, – самиздат самиздата?.

Третье заседание   состоялось 14 мая в 18:30. В программе — лекция Мартина Маховеца «Статус андеграунда в чешском обществе 1970-х – 80-х гг. и специфическое значение культуры андеграунда».
Понятия «андеграунд» и «подполье» вплоть до сегодняшнего дня не имеют в чешской культуре однозначного определения. Традиционно под чешским андеграундом подразумевается сообщество, сформировавшееся в начале 1970- х вокруг рок-группы The Plastic People of the Universe. В это сообщество, впоследствии присоединившееся к чешскому диссидентскому движению, входили поэты, музыканты, художники, философы, эссеисты, а также издатели самиздата самых разных направлений и политически взглядов – от анархистов, ультралевых радикалов и хилиастов до христианских традиционалистов.
Мартин Маховец родился в 1956 году в Праге. Изучал английский и русский языки на философском факультете Карлова университета. С конца 70-х участвовал в жизни чешского андеграунда – копировал и распространял самиздат, в конце 80-х редактировал самиздатскую литературу. С начала 90-х в качестве редактора сотрудничал с различными чешскими издательствами, в частности, для популяризации ранее запрещенной, нелегальной литературы. Читает лекции о литературе и культуре андеграунда, как в Чехии, так и за ее пределами. Некоторые его работы переведены на иностранные языки.

11 сентября 2015 года в 15:00  состоится очередное заседание семинара  на тему «Религиозный самиздат».  Мероприятие посвящено памяти протоиерея Александра Меня, убитого 25 лет назад. Будут рассмотрены конкретные самиздатские практики: православных общин и групп, баптистов, толстовцев, иудеев. Предполагается дискуссия по общим проблемам, связанным с распространением религиозных текстов различными конфессиональными группами в условиях несвободы и преследования за веру.
На семинаре выступят: Алексей Беглов («Самиздат православных монашеских общин 1950-х»), Надежда Белякова («Общение и обличение в самиздате евангельско-баптистского сообщества. Опыт анализа переписки 1960-70-х гг.»), Ирина Гордеева («Религиозный самиздат контркультуры»), Александр Кравецкий («Литургический самиздат, 1950-е – 1980-е гг.»), Семен Чарный («Еврейский религиозный самиздат»), Петр Чистяков («Литургический самиздат в 1940-е – 1950-е гг. в Кашире»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Мы в социальных сетях: 
FacebookTwitterRSS