Main menu

События, новости, мероприятия

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
«
»

Программа Восьмых Рязановских чтений

Школа революции: политические образование и самообразование во второй половине XIX –XX вв. (Восьмые Рязановские чтения)

Государственная публичная историческая библиотека России

ВОСЬМЫЕ РЯЗАНОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Научная конференция «Школа революции: политические образование и самообразование во второй половине XIX –XX вв.»

ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

Регламент выступления – 15 мин.

Центр социально-политической истории ГПИБ России (ул. Вильгельма Пика, дом 4, корпус 2), платформа ZOOM (для участия в конференции необходимо зарегистрироваться (1921@shpl.ru).

Пленарное заседание

Секция 1. Становление политического образования и самообразования (XIX –начало XX века)

Секция 2. Просвещение, пропаганда, образование в межвоенный период

Секция 3. Воспитание нового человека

Секция 4. Политическая агитация, марксистские кружки и проблемы образования в конце XX века

26 апреля

9:15 – 9:30 Регистрация, подключение участников, проверка связи

9:30 – 11:30

Пленарное заседание

Ведущий: Афанасьев Михаил Дмитриевич, директор Государственной публичной исторической библиотеки России, кандидат педагогических наук

Савельев Петр Юрьевич, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), доктор исторических наук, доцент.

Пропагандистская деятельность Д.Б. Рязанова и группы «Борьба» (1901-1903).

Васина Людмила Леонидовна, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ), руководитель группы МЭГА, кандидат экономических наук.

Институт К. Маркса и Ф. Энгельса и формирование идеологии советского общества.

Гиоева Татьяна Тотрадзовна, главный специалист Российского государственного архива социально-политической истории (РГАСПИ).

Музей К. Маркса и Ф. Энгельса и его роль в системе политпросвещения в советский период.

Шашкова Ольга Александровна, директор Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), кандидат исторических наук.

КУТВ и другие вузы Советской России в системе образования революционных кадров. 1920-1930 гг.

Муллек ГаэльЖорж, Associate Researcher Chair of Geopolitics Rennes School of business, Dr.

Школа Коминтерна в Кушнаренково.

Хамитова Гюзель Расиховна, директор Кушнаренковского историко-краеведческого музея.

Передвижная выставка, посвященная персоналиям школы Коминтерна с. Кушнаренково «Известные из неизвестности».

11:45 – 13:45

Секция 1. Становление политического образования и самообразования (XIX – начало XX века)

Модератор: Новиченко Ирина Юрьевна, заведующая отделом специальных коллекций Центра социально-политической истории ГПИБ России, кандидат исторических наук

Портнова Наталья Юрьевна, заведующая отделом «Дом П.А. Кропоткина» Музея-заповедника «Дмитровский кремль».

Кружок «чайковцев». Взаимоотношения Н.В. Чайковского и П.А. Кропоткина.

Исхаков Салават Мидхатович, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук.

Неизвестный кружок мусульманской интеллигенции в Петербурге (1905 год).

Ватник Нисон Семенович, доцент Государственного социально-гуманитарного университета, кандидат исторических наук.

Кружок «Вечеринки» как форма самообразования московской учащейся молодежи (1908-1913 гг.).

Шабунина Анастасия Константиновна, научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук.

Самообразование викторианского рабочего как фактор утверждения социального компромисса.

Раттур Мария Владимировна, научный сотрудник сектора философии права, истории и теории государства и права Института государства и права РАН, кандидат исторических наук.

Влияние революционной деятельности на правовое положение благотворительных организаций в позднеимперской России.

Слепнёва Софья Павловна, библиотекарь отдела специальных коллекций Центра социально-политической истории ГПИБ России.

Штампы коллекции запрещенной и нелегальной печати конца XIX – начала XX вв. в ГПИБ.

13:45 – 14:30 Обед

14:30 – 16:10

Секция 1. Продолжение работы

Модератор: Демин Вадим Александрович, старший научный сотрудник научно-просветительского отдела ГПИБ России, доктор исторических наук

Ситникова Татьяна Владимировна, преподаватель кафедры русского языка и литературы Волгоградского социально-педагогического колледжа, кандидат филологических наук.Нелегальная деятельность печатников г. Царицына (по материалам городских газет 1905-1917 гг.).

Ермаков Вадим Андреевич, доцент Московского государственного областного университета, кандидат исторических наук.

Малороссийский вопрос и украинофильство в Кирилло-Мефодиевском обществе: генезис и политическая стратегия.

Хайлова Нина Борисовна, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук, доцент.

Политическое образование и самообразование в России начала ХХ в.: роль либералов-центристов.

Кудрина Елена Викторовна, старший научный сотрудник Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, кандидат филологических наук.

М. Горький и практика свободного воспитания в «Школе шалунов».

Зеленяк-Кудрейко Николай Анатольевич, главный библиотекарь отдела специальных коллекций Центра социально-политической истории ГПИБ России.

«Архив Бунда»: обзор коллекции.

16:20 – 18:00

Секция 2. Просвещение, пропаганда, образование в межвоенный период

Модератор: Динеева Оксана Владимировна, заместитель директора ГПИБ России по обслуживанию, кандидат исторических наук

Емельянова Елена Николаевна, старший научный сотрудник отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН), кандидат исторических наук, доцент.

Коммунистический университет трудящихся Востока (КУТВ) в исследованиях зарубежных ученых.

Карачёв Андрей Вячеславович, ведущий библиотекарь отдела «Дом Плеханова» Российской национальной библиотеки.

Давид Борисович Рязанов – издатель трудов Г.В. Плеханова (по материалам сайта «Дома Плеханова» РНБ).

Березкина Оксана Степановна, доцент исторического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, кандидат политических наук.

Проблема политической грамотности в ходе чистки рядов РКП(б) в 1924-1925 гг.

Зазерская Татьяна Георгиевна, докторант Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук.

Латышский сектор КУНМЗа.

Белошицкая Елизавета Львовна, главный библиотекарь отдела фондов и обслуживания читателей Центра социально-политической истории ГПИБ России.

Издания Университета трудящихся Китая им. Сунь-Ят-Сена (Москва, 1920-е гг.) в фонде ЦСПИ ГПИБ России.

27 апреля

9:30 – 11:10

Секция 2. Продолжение работы

Модератор: Андрейчева Марианна Юрьевна, ученый секретарь ГПИБ России, кандидат исторических наук

Сливко Станислав Вадимович, доцент кафедры отечественной и всеобщей истории Педагогического института Тихоокеанского государственного университета, кандидат исторических наук.

Деятельность Дальневосточного коммунистического университета (1930-1933 гг.).

Долгова Евгения Андреевна, ведущий научный сотрудник, доцент Российского государственного гуманитарного университета, кандидат исторических наук.

Краткий курс истории докапиталистических формаций: Институт красной профессуры в образовательном и научном пространстве 1930-х годов.

Подлеснов Владимир Ильич, аспирант Тамбовского государственного технического университета (ТГТУ).

Последние эсеры. Дело Тамбовской повстанческой организации социалистов-революционеров (1931 г).

Базанов Максим Романович, студент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Общественные организации 1917-1918 гг. по листовкам.

Новиченко Ирина Юрьевна, заведующая отделом специальных коллекций Центра социально-политической истории ГПИБ России, кандидат исторических наук.

Книги и судьба: Гиммер Д.Д. – комплектатор библиотек Института В.И. Ленина, Института К. Маркса и Ф. Энгельса в 1924-1930.

11:25 – 13:45

Секция 3. Воспитание нового человека

Модератор: Струкова Елена Николаевна, заведующая Центром социально-политической истории ГПИБ России, кандидат исторических наук

Тепляков Дмитрий Александрович, старший преподаватель, аспирант Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, магистр исторических наук.

Образование и воспитание нового человека в трактовке Александра Богданова.

Морозова Алла Юрьевна, кандидат исторических наук.

«Дать больше практических указаний» или «вырабатывать сознательных и цельных представителей общества нового»: педагогика по-ленински и по-богдановски.

Шевякова Ксения Сергеевна, студентка 1 курса магистратуры исторического факультета Российского государственного гуманитарного университета.

Педагогическая деятельность Фомы Андреевича Требина (1904-1971).

Суздальцев Илья Алексеевич, учитель истории школы №1381, кандидат исторических наук.

А.М. Коллонтай в оценках современных англоязычных историков.

Куренышев Андрей Александрович, профессор Академии гражданской защиты МЧС России, доктор исторических наук.

От внешкольного образования к политпросвету: формирование системы единого марксистско-коммунистического воспитания советских граждан в 1920-1930-е гг. На примере Института культуры Петрограда-Ленинграда-Санкт-Петербурга.

Слискова Валерия Викторовна, аспирант Российского государственного гуманитарного университета.

Профессиональная повседневность ГИНЗ НКЗ в отчетах Рабоче-крестьянской инспекции (1920-1929 гг.).

Никульшин Николай Владимирович, заведующий хранением фондов и редких книг информационного комплекса Российского государственного гуманитарного университета «Научная библиотека».

Научная организация труда в первые годы Советской власти.

13:45 – 14:30 Обед

14:30 – 16:05

Секция 4. Политическая агитация, марксистские кружки и проблемы образования в конце XX века

Модератор: Башмаков Михаил Борисович, заведующий научно-просветительским отделом ГПИБ России, кандидат исторических наук

Струкова Елена Николаевна, заведующая Центром социально-политической истории ГПИБ России, кандидат исторических наук.

От марксистского кружка – к общественной библиотеке (группа В. Игрунова 1965-1968 гг).

Рубинина Зоя Максимовна, старший научный сотрудник Государственного исторического музея, кандидат исторических наук.

Фотографические подборки выставки как средство политического просвещения в СССР (на примере фотоподборок конца 1960 – начала 1970-хх гг. из коллекции «Фотографии» ФМЛ ГИМ).

Исайчиков Виктор Фёдорович, главный редактор журнала «Просвещение».

Опыт политико-просветительской работы «Марксистской платформы» в 1990-98 гг.

Царьков Борис Васильевич, эксперт Межведомственной комиссии по историческому просвещению Фонда «Русский мир», советник, кандидат исторических наук.

Переход от политической учебы к гуманитарному просвещению (70-е – 90-е годы XX века, первые десятилетия XXI века).

Виноградов Дмитрий Евгеньевич, студент Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Борьба с космополитизмом в исторической науке (по воспоминаниям историков).

Мы в социальных сетях: 
FacebookTwitterRSS