Main menu

События, новости, мероприятия

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
«
»

Виртуальные выставки 2020-2021

«От Москвы до окраин Вселенной: история отечественной космонавтики в зеркале прессы»

Государственная публичная историческая библиотека России подготовила  экспозицию по истории освоения космоса, основой которой являются материалы периодической печати «Правда», «Известия», «Советская культура», «Литературная газета», «Огонек». Эти издания, широко распространялись в СССР и были знакомы каждому советскому читателю.

Выставка состоит из восьми  разделов: первый раздел «Пионеры космонавтики» посвящен статьям и заметкам о первых советских достижениях в воздухоплавании (1920-е–1940-е гг.). Второй раздел «Sputnik» представляет нам реакцию на запуск (4 октября 1957 г.) и вывод на околоземную орбиту первого искусственного сателлита Земли, названного «Спутник». Третий и четвертый разделы являются центральными — ведь именно они посвящены первому космонавту Ю.А. Гагарину. Учреждение Дня космонавтики (12 апреля) — можно считать отсчетом «Будней космической эры» — так называется пятый раздел выставки. «Дверь во вселенную открыта!» — именно так могли воскликнуть отважные летчики-космонавты, которым вслед за Юрием Гагариным предстояло открывать на человечества новые космические горизонты. Об этом периоде рассказывает шестой раздел нашей выставки. Седьмой раздел «Будни космической эры»  Последний раздел посвящен «“Союзу” — главной космической программе СССР».

Выставка подготовлена в электронном формате. Количество плакатов – 20. Размер А2. Куратор проекта —  Д.Э. Миронов, дизайн  —  О.В. Беловодова. «Роза Люксембург: весна придет!»

Имя Розы Люксембург, великой революционерки-интернационалистки, широко известно. В нашей стране оно увековечено в названиях улиц, площадей, клубов, фабрик, учреждений во многих городах. Имя знают, но кем она была и чем занималась, понимает далеко не каждый. Наша выставка призвана восполнить этот пробел.

Экспозиция печатных работ Розы Люксембург иллюстрирует этапы ее политической деятельности, идеологические поиски и жизненные переживания, споры, развернувшиеся вокруг ее культурного наследия.

Совместный проект с филиалом Фонда Розы Люксембург в РФ.

Экспозиция подготовлена в электронном формате и в передвижных плакатах  (10 ролл-ап). Куратор проекта —  И.Ю. Новиченко, дизайн  — О.В. Беловодова.

«Общественный почин в СССР»

Выставка посвящена общественным инициативам в Советском Союзе, ведь именно в них ярче всего проявлялись энтузиазм и творческая энергия людей. В экспозиции прослеживается история общественных инициатив: от первого субботника до акций активистов и самодеятельных объединений времен перестройки. Основой экспозиции являются книги, брошюры, периодические издания из фондов ГПИБ России.

Выставку открывает материал, посвященный первым коммунистическим субботникам. В разделах экспозиции отражены ударные комсомольские стройки, детские общественные инициативы, помощь пострадавшим при стихийных бедствиях, участие в добровольных обществах, интернационализм и борьба за мир, общественные инициативы эпохи перестройки. Специальный раздел выставки посвящен героизму советских людей в годы Великой Отечественной войны.

Проект подготовлен при поддержке фонда «История Отечества». Экспозиция представлена в электронном формате и в передвижных плакатах   (10 плакатов, формат А0). Кураторы проекта — Е.Н.Струкова, И.С. Кучанов, дизайн О.В. Беловодова.«Секреты советской кухни»

Основа выставки  — материалы из журналов различных периодов СССР: НЭП, Сталинская эпоха, Великая Отечественная война, «Оттепель», «Застой» и Перестройка.

Именно журналы позволяют проследить тот живой путь формирования, развития и закрепления практик советской кулинарии, который и привел в итоге к феномену «советской кухни». Символично, что с приходом каждого нового руководителя страны менялся и подход к питанию. В 1921 году отменяют карточную систему распределения, в 1931 – вводят вновь. Если в 1952-1953  годах блюда в журналах и в книге «О вкусной и здоровой пище» выглядят помпезно и богато, то уже во второй половине  1950-х – «борьба с излишествами», простота и блюда из кукурузы. Примеров можно приводить множество.

Сердцем выставки являются рецепты – уникальные и типичные; простые и сложные; из «элитной» и малодоступной «Советской женщины» и из «народной» «Работницы», но всегда показательные для своего периода.  Благодаря этому плакаты интересно не просто просматривать, но вчитываться, изучать их  — ведь представленные рецепты могут не только вызвать чувство ностальгии,  но и сильно удивить: вплоть до конца 60-х годов советская кулинарная традиция формировалась, и на страницах журналов печатались необычные рецепты, где-то почти инновационные, где-то нелепые.

Экспозиция представлена в электронном формате и в передвижных плакатах   (7 плакатов, формат А0). Куратор проекта  — Д.Э. Миронов, дизайн О.В. Беловодова.

«Я Ленина видел…»

На выставке представлены книги об основателе советского государства и вожде мирового пролетариата: воспоминая современников, соратников, оппонентов, представителей творческих профессий, советских граждан, которым довелось встречаться с В.И. Лениным.

Экспозиция состоит из пяти разделов. В первом разделе представлены сборники воспоминаний. Второй раздел посвящен мемуарам родственников В.И. Ленина. В третьем разделе представлены воспоминания соратников Ленина и его политических оппонентов. Следующий раздел посвящен воспоминаниям простых людей о встречах с основателем Советского государства. В заключительном разделе «Штрихи к портрету» представлены прижизненные зарисовки В.И. Ленина, выполненные художниками –современниками.

Экспозиция подготовлена в виртуальном формате. Количество плакатов (формат А2)  — 22. Кураторы проекта  — Е.Н.Струкова, И.Ю. Новиченко, Е.А.Лосева, дизайн О.В. Беловодова.
«Фридрих Энгельс: портрет на фоне эпохи»

Открывают выставку биографические исследования – наиболее значимые зарубежные и отечественные работы по истории жизни и деятельности Ф.Энгельса.

Ключевые произведения Ф.Энгельса представлены редчайшими изданиями из коллекции прижизненных и первых публикаций. В хронологическом порядке рассмотрены особенности издания на иностранных и русском языках таких произведений, как «Положение рабочего класса в Англии»(1845), «Крестьянская война в Германии» (1850), «Революция и контрреволюция в Германии» (1851-1852), «Анти-Дюринг» (1876-1878), «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884), «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» (1886), «Диалектика природы» (1873-1886), а также произведений, написанных в соавторстве с Карлом Марксом.

Заключительный раздел выставки «Энгельс и Россия» содержит редкие дореволюционные издания произведений Ф.Энгельса о России, публикации переписки Ф.Энгельса и российских общественных деятелей, воспоминаний россиян об Энгельсе, качественные исследования по теме.

Экспозиция подготовлена в виртуальном формате. Количество плакатов (формат А2)  — 51.  Куратор проекта — И.Ю. Новиченко, дизайн К.М. Безуглов.


«Большой город — большие задачи»

В экспозиции представлены книги, периодическая печать, фотографии из опубликованных источников, рассказывающие о расширении границ города, о строительстве новых объектов и транспортных развязок со сталинских времен до настоящего времени.

Яркий колорит города, изменившегося во второй половине 1930-х годов, раскрывают издания  «Генеральный план реконструкции Москвы» (1935),  брошюры для  пропагандистов и агитаторов, материалы  из журналов «Огонек» и «Смена».

Масштабные реорганизации 1960-х годов  показаны на материалах из журнала «Строительство и архитектура Москвы» и научно-популярной литературы, например «Колодный  Л. Путешествие по новой Москве», «Рогачев А.В. Проспекты советской Москвы».

Проект «Новая Москва» проиллюстрирован материалами из газет «Известия», «Аргументы и факты», журнала «Огонек», а также путеводителями по городу, в том числе из серии «Москва, которой нет».

Экспозиция подготовлена в виртуальном формате. Количество плакатов (формат А2)  — 11. Куратор проекта — Е.А.Лосева, дизайн  — О.В. Беловодова.


«О войне написано не всё..»

Отличительная особенность данной выставки – представление воспоминаний, изданных в конце 1980–1990-х годах. В годы Перестройки стало возможным писать о событиях Великой Отечественной войны без оглядки на цензуру. Именно в это время выходит рекордное количество мемуаров – более 8000.

Авторы воспоминаний – солдаты, сержанты, младший офицерский состав. Через призму их восприятия, ежедневный тяжелый труд и смертельный риск происходит новое осмысление известных событий.

Экспозиция подготовлена в виртуальном формате. Количество плакатов (формат А2)  — 20.. Куратор проекта В.А. Писарева, дизайн О.В. Беловодова.

 

Мы в социальных сетях: 
FacebookTwitterRSS