Чтения памяти И.Н. Осиновского
18 октября 2017 г. в Центре социально-политической истории Государственной публичной исторической библиотеки России (ЦСПИ) прошли научные чтения «Культура и общественная мысль Англии и Европы эпохи Возрождения», посвященные памяти профессора, доктора исторических наук – Игоря Николаевича Осиновского (1929-2016) – известного специалиста по истории утопий, всю жизнь изучавшего творчество Томаса Мора.
В мемориальной части программы чтений выступали коллеги и ученики И.Н. Осиновского: О.Ф.Кудрявцев, Л.В.Софонова, В.Н.Малов, П.Ю.Уваров, Е.И. Хаванов, С.А.Агуреев, Н.В.Ревякина, Т.М.Руяткина, А.А.Митрофанов, а также, вдова Игоря Николаевича – В.В.Привалова. Делясь воспоминаниями, они восхищались человеческими качествами ученого. Рассказывали о доброжелательности, открытости, щедрости, отзывчивости и принципиальности Игоря Николаевича, который в жизни и преподавании придерживался принципа: «Не давить, не навязывать свое мнение, но отстаивать собственную точку зрения». Он умел гордиться успехами коллег, вдохновлял учеников, ценил добрые отношения.
ГПИБ подготовила выставку научных трудов Игоря Николаевича: «Игорь Николаевич Осиновский: ученый и библиофил». И.Ю.Новиченко (зав. Отделом специальных коллекций ГПИБ) представила книги из его личной библиотеки, недавно подаренные вдовой ученого. Она обратила внимание аудитории на особую культуру обращения Игоря Николаевича с книгами, на его библиографические увлечения. Коллекция утопической литературы библиотеки пополнилась ценными источниками и монографиями по истории английской общественной мысли XVI в., в основном, касающимися жизни и идей Томаса Мора и его современников. Живой отклик специалистов вызвало сообщение о многожанровой и разнообразной библиотечной коллекции утопий XVI-XX вв., включающей несколько тысяч томов.
Темы научных докладов Чтений были посвящены различным аспектам и проблемам общественной мысли Англии и Европы периода Возрождения. О.Ф.Кудрявцев размышлял о соотношении «Адагий» Эразма Роттердамского и «Утопии» Томаса Мора. Т.М.Руяткина пыталась обосновать правомерность использования термина «христианский гуманизм». А.К. Гладков проанализировал малоизвестный памятник английской политической мысли, написанный францисканским монахом с целью предостережения молодого короля Генриха VIII от плохих деяний. Результаты исследований английских маноров позволили М.В.Винокуровой прийти к выводу о том, что, вопреки мнению К.Маркса, огораживания не являлись основным фактором экспроприации земли у английского крестьянства в XVI в. Изучая историю взаимоотношений Джона Колета и Марсилио Фичино, Л.В.Софронова обратила внимание на тот факт, что не все просветители ренессансной эпохи положительно относились к античному наследию и поддержала идею продолжить обсуждение такого явления как «христианский гуманизм». С.В.Соловьев попытался предположить, почему не сложились дружеские отношения между Эразмом и Дюрером. Д.В. Самотовинский раскрыл историю противоборства христианских конфессий во Франции во второй половине XVI в. Проблеме понимания и изучения истории в средневековой школе периода Ренессанса был посвящен доклад Н.В.Ревякиной. В те времена история понималась как «учительница жизни», «вестница истины» и не выделилась еще из литературного и общего грамматического курса. Логичным и блестящим завершением Чтений стал доклад С.К. Цатуровой о книгах как подарках. В XV столетии среди французских чиновников была распространена практика включения книг в посмертные завещания. Изучение завещаний позволяет судить не только о масштабе распространения знаний, но и об истории бытовании книг в тот период. Следует подчеркнуть, что Чтения заинтересовали студентов, аспирантов и вузовских преподавателей. Каждый доклад сопровождался вопросами, обсуждениями и дискуссиями.