Заседание клуба «XX век»
10 апреля 2019 г. в Центре социально-политической истории Российской государственной публичной исторической библиотеки состоялось очередное собрание студенческого клуба «ХХ век», в рамках которого прозвучал доклад доцента кафедры теологии Российского социального государственного университета Кристины Викторовны Бирюковой «Студенческие организации русского Зарубежья в 1920-е годы».
Студенты составляли заметную часть русской эмиграции «первой волны». «Первая волна» русской эмиграции – это те, кто покинул родину в ходе революции 1917 года и последовавшей за ней гражданской войны. Большую часть ее составляют участники «белого движения».
Основные эмигрантские потоки конца гражданской войны – крымский, северный и дальневосточный фактически представляли собой операции по эвакуации войск, к которым присоединялись гражданские беженцы.
В Европе центрами притяжения для русских эмигрантов были прежде всего Германия и Франция, на Дальнем Востоке Китай (особенно Харбин), что объясняется давними и прочными социокультурными связями России с этими странами и наличием там развитой русской диаспоры.
Эмигрантов приняли также Польша, Чехословакия, Югославия, вне Европы – Тунис, Австралия, страны Латинской Америки, и многие другие страны. Юридическое и социальное положение русских эмигрантов в разных странах сильно отличалось.
Наиболее насущными потребностями эмигрантов, помимо физических, были документы, жилье и работа. Беженского статуса как такового не существовало до Женевской конвенции 1951 г. Вопросом юридического статуса эмигрантов занималась Лига Наций, Верховным комиссаром по делам беженцев стал известный полярный исследователь и общественный деятель Фритьоф Нансен. Его усилиями был введен в обращение «нансеновский паспорт» в качестве идентификационного документа для эмигрантов.
Беженцам помогали такие организации, как Красный Крест, YMCA, Земско-городские комитеты и другие.
Необходимо учитывать, что бывшие гимназисты и студенты с самого начала были склонны к выходу из армии и продолжению образования. В то же время, не только жажда знаний и стремление завершить образование побуждали людей поступать в ВУЗы и вступать в студенческие союзы. Во-первых, союзы обещали хоть какую-то поддержку, моральную и материальную. Во-вторых, была надежда, что с соответствующим образованием будет легче устроиться на работу. Нужно, конечно, принять во внимание и высокую идею: эмигранты надеялись, что через несколько лет можно будет вернуться в Россию, и полученные за это время знания пригодятся в родной стране. При этом для многих студенческая жизнь, учеба, научные занятия – были средством не только социальной, но и психологической адаптации. Это давало новый смысл жизни. Кроме того, необходимо учитывать, что значительную часть эмиграции составляла интеллигенция, естественно, что многие дети из таких интеллигентных семей стремились получить высшее образование.
Развитию русской высшей школы за границей также способствовала и высылка научных кадров правительством советской России. В условиях враждебной социально-политической среды российская эмиграция вынуждена была как-то организовываться, чтобы выжить. Это и было основной причиной образования различных профессиональных объединений. Русские беженцы стали создавать общественные организации уже с 1919 года: студенческие союзы, академические группы, союзы юристов, журналистов и представителей других профессиональных групп.
На 1922 год из студенческих союзов известны Союз Русских Студентов в Чехословакии, Союз Русских Студентов в Константинополе, Союз Русских Студентов в Германии, Союз Русских Студентов в Болгарии, Союз Русских Студентов во Франции, Союз Русских Студентов в Загребе, Союз Русских Студентов Белградского Университета, Русский Студенческий Союз в Германии, Союз Русских Студентов в Польше, Союз Русских Студентов в Эстонии, Союз Русских Студентов в Египте, Союз Русских Студентов в Афинах Союз Русских Студентов в Люблянах, Русский Студенческий Союз в ЧСР Союз Русских Студентов на о. Кипр, Союз Русских Студентов в Румынии, Союз Русских Студентов на о. Корсика, Артель Русских Студентов в Париже, Союз Русских Студентов в Латвии, Союз Русских Студентов в Саксонии, Союз Российских Студентов в Данциге, Союз Российских Студентов в Салониках, Союз Российских Студентов в Италии, Кружок Русских Студентов в Сараево, Союз Русских Студентов в Англии, Русский Национальный Студенческий Союз в Салониках.
Христианские кружки объединились в Русское Студенческое Христианское Движение, объединения спортивного направление – в движение «Русский сокол», казаки создавали свои объединения, называя их хуторами и станицами, для окончивших ВУЗы существовал ОРОВУЗ.
Союзы были объединены в Объединение русских студенческих эмигрантских организаций. (ОРЭСО) был выработан некий «нормальный устав», основываясь на котором союзы вырабатывали свои уставы. Уставом была предусмотрена аполитичность. Союзы управлялись Правлениями, деятельность которых контролировали Ревизионные комиссии, при них существовали Кассы взаимопомощи, Бюро приискания труда и другие объединения.
Российские эмигрантские студенческие союзы прилагали немало усилий, чтобы сохранить в своей среде отечественную культуру и интеллектуальное богатство. Например, организовывали различные лекции, курсы, вечера-собеседования, поэтические, литературные вечера, языковые и ремесленные курсы. Это было возможностью самообразования, общения, и во многом способствовало социальной адаптации студентов. Лекторами были часто ведущие ученые и известные деятели науки, искусства и т.д.
Студенческие Союзы вели активную издательскую деятельность: выходили такие периодические издания, как «Студенческие годы», «Руль», «Звено», «Студент» «Вестник РСХД».
Студенческие эмигрантские союзы были важной частью жизни русской диаспоры и во многом способствовали не просто выживанию, но интеграции и социальной адаптации русской эмигрантской молодежи в странах-реципиентах.
Информация подготовлена по материалам, предоставленным докладчиком, доцентом Российского государственного социального университета, кандидатом исторических наук Кристиной Викторовной Бирюковой.